Помню когда я начинал приобщаться к теннису - реально удивило чт у такого мощного с задней линии по тем временам игрка как Иван Лендл - был очень аккуратный смеш по месту. и не только у него. Удар этот шел у меня куда хуже остальных, так что размышлений и отработок над ним я провел массу... Кстати - Карлович с его рекордной подачей тоже смеш бьет предельно аккуратно. Хотя конечно у многих пар выпустить гвозданув на трибуны - святое.
Итак - специфика. 1. Зрение у человека (вроде) 16 на 9. Так что если при обычных ударах за счет 16 есть шанс периферийным зрением хоть как-то контролировать обстановку, то при смеше в 9 запрокинув голову на глубокую свечу ты ничего такого не видишь. и бьешь практически всегда в образ корта. Кроме случаев когда можно гвоздануть. То есть когда от сетки близко, а мяч впреди, и 09 хватает. 2. Сила удара... ИМХО контролируемый оптимум - процентов 70-80 от максимума. Исходя из нехитрых соображений что если соперник с такой твоей силы может контратаковать реально - то тебе монстр достался, а если нет - то не выиграл сразу - но зато улучшил позицию выводя себя на гвоздь или короткий косой. 3. Направление - под форе сильнее, под бэк - чаще и спокойнее. Особенно однорукам под бэк можно спокойно бить, свеча обычно летит. 4. Парадоксы - например глубокая свеча смешевым движением в ответ на глубокую свечу. Эффективней чем кажется, так как инициативу обычно сохраняешь. 5. Вращение -да, при смеше с отскока или из-за головы боковое всячески приветствуется. Контроля добавляет и проблем сопернику. 6. Общие вопросы - я лично практически все интегральные комбинации для учеников заканчиваю свечкой на них - смеш как точка становится рутиной... даже у очень трудных - все равно рано или поздно становится...
Кстати, интересно - почему у абсолютной теннисистки Шараповой такая беда со смешем? с учетом массы тренеров и наличия лучшей академии, пусть и не с самого детства...